На территории Тверской области, как и по всей стране уже на протяжении нескольких лет происходит рост количества преступлений в сфере ИТТ (кражи мошенничества, неправомерный доступ к компьютерной информации с целью хищения персональных данных).
В связи с этим информирование населения о способах совершения преступлений данной категории является одним из основных инструментов профилактики.
30 октября 2024 года начальник полиции МО МВД России "Западнодвинский" Маринин С.В. провел профилактическую встречу со студентами колледжа на тему мошенничества.
В беседе он рассказал, что в последнее время число социальных мошенничеств возросло. Как правило, основным объектом злоумышленников становятся люди пожилого возраста и социально незащищенные слои населения, однако есть и исключения. Порой телефонным аферистам удается обмануть и молодых людей, которые лучше знакомы с техникой и более осведомлены, чем граждане пожилого возраста. Владея навыками психологии, преступники легко входят в доверие к гражданам и добиваются своей цели, зачастую лишая людей последних средств к существованию. С каждым днем злоумышленники придумывают все новые и новые схемы обмана законопослушных граждан. Единственный действенный метод противостояния граждан мошенникам - бдительность.
Самым распространенным способом, с помощью которого совершаются преступления такой категории, остается звонок от имени сотрудника какой-либо организации:
- от имени сотрудника сотовой связи, который сообщает что скоро обслуживание абонентского номера будет прекращено и нужно срочно продлить договор связи или проверить абонентский номер, для чего пришлют СМС с кодом. При этом потерпевшему приходит СМС от банка или портала «Госуслуг», далее жертва диктует код из СМС преступнику. С помощью кода злоумышленник получает доступ в личный кабинет жертвы и совершает хищение денежных средств, как со счетов в банках (при доступе в личный кабинет банковских приложений), так и через оформление займов в микрофинансовых организациях с использованием «Госуслуг» (через них можно подать заявку), а также совершается хищение персональных данных, которые могут быть использованы преступниками в дальнейшем при совершении мошенничеств;
- «звонок из службы безопасности банка» с сообщением о подозрительной активности на счете и предложением перевести имеющиеся денежные средства на единый безопасный счет с целью их сбережения; после чего потерпевший по указаниям злоумышленника сам переводит все свои денежные средства на счета, указанные преступниками, либо передает доступ к управлению своими счетами;
- звонок от «сотрудника полиции», который сообщает, что родственник (сын, дочь и т.п.) попал в ДТП и является виновником аварии. Для невозбуждения уголовного дела в отношении этого родственника нужно передать денежные средства курьеру или перевести на указанный счет;
- (новый предлог, который начал активно использоваться в отношении пенсионеров) звонок от сотрудника поликлиники или пенсионного фонда о том, что необходимо записаться на прием, и для этого нужно продиктовать код из смс-сообщения, который поступит на телефон гражданина. При этом потерпевшему приходит СМС от банка или портала «Госуслуг», далее жертва диктует код из СМС преступнику. В дальнейшем злоумышленник получает доступ в личный кабинет жертвы и совершает хищение денежных средств, как со счетов в банках (при доступе в личный кабинет банковских приложений), так и через оформление займов в микрофинансовых организациях с использованием «Госуслуг» (через них можно подать заявку), а также совершается хищение персональных данных, которые могут быть использованы преступниками в дальнейшем при совершении мошенничеств;
- звонки сотруднику через мессенджер от имени, якобы, руководителя организации/предприятия с просьбой (под различными предлогами: в долг, на нужды организации) перевести денежные средства на указанный преступником счет.
 |